6 июня 2014 года состоялся сольный концерт пианиста Рината Шакирова в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. В программе концерта прозвучали произведения Р.Шумана и К.Дебюсси.
Волшебный мир Музыки
Санкт-Петербург всегда отличался высоким уровнем концертных исполнителей, выступающих в прекрасных интерьерах петербургских залов-дворцов. 6 июня ещё один пианист покорил петербургскую публику, подняв уровень фортепианного исполнительства на необычайно высокую ступень. Имя этого потрясающего музыканта – Ринат Шакиров.
При первом же взгляде на программу концерта становится понятно, что пианист подходил к выбору исполняемых произведений с большой чуткостью и любовью по отношению к слушателю.
В первом отделении звучали «Арабеска» и «Крейслериана» Роберта Шумана. Арабеска, исполненная необычайно виртуозно и демонстрирующая великолепный музыкальный вкус пианиста, была замечательным предисловием к наиболее значительной части первого отделения – «Крейслериане», написанной по мотивам известного произведения Гофмана.
Невозможно было ни на секунду оторваться от вдумчивого вслушивания в гениальную «Крейслериану». От номера к номеру музыка всё более завораживала, уводя публику дальше и дальше в таинственный мир переживаний и фантазий гофмановского капельмейстера. Пианист невероятным образом заставлял свой инструмент звучать всеми возможными красками. Порой возникало ощущение, что он, нажимая на клавиши рояля, пробуждает к жизни какой-то неведомый доселе неземной инструмент, который обладает всеми возможными оттенками, всеми звуковыми гранями от сокрушительной мощи и богатства симфонического оркестра до душевной тонкости и проникновенности человеческого голоса. Невероятно осознавать, что эта, поистине божественная музыка появляется из-под крыла рояля, ведомого волшебными руками пианиста.
Во втором отделении публика наслаждалась прелестными миниатюрами Клода Дебюсси. Две Арабески, «Бергамасская сюита». Прелюдии – все эти произведения были исполнены Ринатом Шакировым с необычайной тонкостью, потрясающим звуковым разнообразием. Именно так, мне кажется, и должен звучать Дебюсси: где-то драматично и виртуозно (как, например, в прелюдии «Что видел западный ветер»), где-то изумительно прозрачно и свободно, но всегда легко, без нажима, переливаясь всеми красками истинно фортепианного звучания. Поразительное владение всеми тембрами инструмента, любовное отношение к звуку – это еще один из многих потрясающих талантов этого замечательного музыканта.
Сыгранные на бис Мазурка Шопена и «Музыкальная шкатулка» Лядова еще больше подчеркнули удивительное владение всеми возможностями рояля у этого пианиста. Потрясающее понимание различных музыкальных жанров и фантастическая звуковая реализация – вот что и удивляет и восхищает одновременно!
Я уверена, что бы ни исполнял Ринат Шакиров, в каких бы залах он не играл, публика всегда будет его приветствовать с восхищением и благодарностью. После его концерта не осталось, как это, увы, нередко бывает, ощущения недосказанности или неудовлетворенности, а лишь возникло желание не пропускать в дальнейшем ни одного его концерта, и как можно чаще иметь возможность становиться хоть немного причастной к рождению этих волшебных минут погружения в волшебный мир Музыки.
музыковед Юлия МАРИНА
(Санкт-Петербург)